Урок самопознания на тему "Жить по совести" » СШ №32 им. В. Маяковского
Жамбыл облысы
Қордай ауданы білім бөлімінің
"№32 орта мектеп"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(72) 43-50-93
Есепші бөлімі:
+7(72) 23-11-37
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Урок самопознания на тему "Жить по совести"
06
март
2019

Урок самопознания на тему "Жить по совести"

Ход урока.
1.Организационный момент. Позитивный настрой. 
   - Слушание детской песни «Если вдруг…»
        Беседа: - Нужна ли дружба?
                      - А какой должна быть дружба?
2. Проверка домашнего задания.
    Дети рассказывают, что такое смелость и решительность.
    Беседа о поступках совершенных детьми.
3. Цитата:  
Служение справедливости приносит человеку больше  настоящего счастья, чем любые другие дела жизни. Шокан Уалиханов, казахский просветитель.
     Беседа: - Нужно ли в жизни быть справедливым человеком?
                  - Помогает ли справедливость людям, стремитесь ли вы к ней?
4.Чтение.
Учитель читает  отрывок из стихотворения К. Мырза Али: 
Давно не боюсь я                                     Ни бедности горькой,
Ни сплетен, ни лжи,                                 Ни злобных гонений.
Ни смерти, что вхожа  на все этажи,      Боюсь одного - оскуденья души.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
1.  Как вы думаете, что такое совесть?
2.  Трудно ли жить по совести? Почему?
3.  Каких людей называют совестливыми?
4.  Что значит быть честным по отношению к себе?
5.  Что труднее: быть честным по отношению к себе или быть честным по отношению к другим? Почему? (Ответы учащихся)
- Быть честным и по отношению к себе, и по отношению к другим – это  значит жить по совести.
5. Упражнение.
 Учитель предлагает учащимся выполнить задание 1 в тетради:
- Прочитайте афоризмы. Сделайте собственный вывод о том, что такое совесть.
• Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. (А. Пушкин)
• Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце. (А. Пушкин)
• Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Л. Толстой)
• От человека утаишь, от совести не утаишь. (Пословица)
•  У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится. (Пословица.)
• Без совести и при большом уме не проживешь. (М. Горький)
•  Совесть - это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких (П. Гольбах)
• Совесть - тысяча свидетелей. (Квинтилиан)
• Совесть вернее памяти. (М. Лермонтов) (Ответы учащихся)
  Совесть - это чувство ответственности за свое поведение перед  окружающими и самим собой.
6. Рассказ учителя.
Учитель передает содержание рассказа А. Кунанбаева, применяя прием «рассказ с остановкой».
Абай Кунанбаев
Испытание учителя
Давным-давно один мудрый старый учитель собрал вокруг себя учеников и сказал им: 
- Я чувствую, что стал стар и немощен. Теперь ваш долг  меня обеспечивать пищей.                                                                           
  Ученики согласились, что пришла их очередь послужить учителю но сказали:
- А где мы найдем еду и деньги? Люди, живущие рядом, вряд ли помогут нам.
Учитель ответил:                                                                        
-  Дети мои, я не прошу вас просить милостыню. Я предлагаю, чтобы вы взяли без спроса. Это не будет грехом, так как нам нужны деньги больше, чем другим. Я слишком слаб, чтобы делать это самому. Так кто же поможет своему старому учителю?
- Мы, мы! - закричали ученики. - Мы молодые и сильные. Скажи, что нам делать!
Учитель объяснил, что сначала они должны найти такое место, где их никто не увидит и тихо дожидаться. Как только мимо пойдет какой-нибудь богач, они должны незаметно украсть его кошелек. Учитель, однако, сказал, что при этом дети не должны никого обижать.  
Все ученики уже собрались уходить, кроме одного мальчика, который стоял, понурив голову. Учитель строго спросил его.
- В чем дело, дитя? Ты не хочешь помочь своему старому учителю? 
 • Как вы думаете, что сказал мальчик?  (Ответы учащихся)      
 Продолжение                                                                                      
- Прости меня, мой господин, - сказал мальчик. - Но я не смогу  сделать, как ты просишь. Ты сказал, что мы должны пойти туда, где нас никто не будет видеть, и украсть. Но это невозможно, ведь даже если я совершенно один, часть меня самого все равно смотрит. Я ско¬рее пойду просить милостыню, чем позволю своему Я смотреть, как я краду!
• Как вы думаете, что ответил учитель? (Ответы учащихся)
Окончание
Лицо старика засияло радостью:
- Наконец-то хоть один из моих учеников понял мои наставления!
Остальные юноши, услышав эти слова, опустили головы. Но с этого дня они никогда не совершали недостойных поступков, потому что всегда помнили слова товарища: «Мое Я всегда наблюдает за мной».
• Объясните, как вы понимаете слова: «Мое Я всегда наблюдает за мной».
• Можно ли назвать поступок мальчика благородным?
• Как вы думаете, что такое благородство? (Ответы учащихся) 
Учитель дает определения:
Благородство – проявление высокой нравственности, соединенной с самоотверженностью и честностью.
Честный человек верен себе, своим обязательствам и своим ценностям.
Честность - обязательное условие благородства. Благородный человек честен с другими и самим собой.
Честность и благородство - спутники совестливого человека.
7. Упражнение. Творческая деятельность.
Учитель предлагает выполнить задание 2 в тетради:
- Прочитайте рассказ Аркадия Гайдара. Раскрасьте иллюстра¬цию. Подумайте, почему заплакала Нина. 
- Как вы понимаете смысл выражения «беспощадная совесть»?
Приходилось ли вам испытывать угрызения совести? Расскажите об этом.
Совесть
   Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
   Положив сумку с завтраком и книгами под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми доверчивыми глазами.
  А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрад¬кой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. 
- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных  лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут поблизости ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести его через рощу.
    А завтрак и книжки Нины так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Выскочила из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть. (Ответы учащихся)
Беспощадная совесть - это чувство стыда и досады перед самим собой за необдуманные поступки.
8. Обобщение. 
    - Спокойная совесть - условие спокойной жизни человека.
9.  Минутка тишины.
    Звучит музыка. Учитель предлагает учащимся поделиться впечатлениями от урока.
10. Домашнее задание.
- Побеседуйте с людьми, которых вы уважаете за их честность и открытость. Это могут быть близкие, знакомые, друзья. Попросите у них совета о том, как жить по совести. Запишите эти советы.
Проанализируйте и на основе этого выведите общее правило, как быть в ладу со своей совестью. Старайтесь следовать этому правилу в жизни. Выполните  в тетради  задание 4.                                                                         

Урок самопознания на тему "Жить по совести"