22
февраль
2019
Разработка урока по истории Казахстана "Хан Абылай"
Тема урока: Хан Абылай
Цели урока:
Проанализировать положение Казахского ханства при Абылае; определить факторы, оказавшие влияние на формирование Абылая как крупного государственного деятеля.
Задачи
Узнать о периоде правления хана Абылая, изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления
Развитие навыков представления информации в виде кластера, работы в группе,умения обрабатывать информацию.
Воспитание уважения к истории народа, развить интерес к истории Родины
Критерии успеха
Ученик знает годы жизни Абылая
Ученик знает дату принятия подданства России и Китая
Учащиеся составляют постеры «Абылай как полководец и политический деятель», «Казахское ханство в период правления Абылая. Взаимоотношения с Россией и Цинской империей».
Верно указывает предпосылки избрания Абылая ханом Среднего жуза
Ученик верно указал обстоятельства, осложнявшие восстановление единого государства в годы правления Абылая.
Ученик верно оценил экономическое и политическое положение Казахского ханства в период правления Абылая
Серия полезных фраз для диалога/письма
На основании данных, таких как ...
В зависимости ... от
По мнению нашей команде ...
Следующие причины / факторы социального /
экономические / политический / культурный.
Это событие / важно / существенное изменение, потому что ...
Привитие ценностей
- уважение к традиции их национальности,
- патриотизм
- гордиться своим народом
- труд
Межпредметные связи
Этот урок используя предыдущие знания предназначена для познания чтобы понять ценность казахском народе .Во время урока ученики рассматривают предметы казахскую литературу, биологию в разделе зоология, географию и несколько аспектов как ожидается, которые считают эту тенденцию, чтобы обеспечить верховенство права путем создания своего рода исследований. Значения патриотизма, уважение к их национальности становится целью учеников.
1,Орг/момент .Психологический настрой.
Деление по группам «Фруктовый микс»
Ребус
2.Отгадывают ребус (определяют тему,урока)
3.Проверка Д/З
«Кубик Блума»(назови,почему ,обьясни)
Учащиеся отвечают на вопросы по д\з
1.Почему в нач.18 века усилились набеги на джунгар на территории Казахстана?
(смерть Тауке Хана)
2.Назови место,где проходил курултай1710.,на котором было создано народное ополчение против джунгар?
(Каракумы)
3.обьясни что означает слово «курултай»?
(собрание кочевников)
4.Почему хан Абулхаир обращается к Российской империи с просьбой о принятии Младшего жуза в подданство?
(нападение со стороны джунгар,башкир,сибирских казаков)
5. Обьяснипричину. По которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине 18 века.
(междоусобицы)
6.Когда Младший жуз вошел в состав Российской империи?
(1731г).
Показ видеоролика «Абылай» -Борисова К. (опережающее задание)
Работа метод Джигсо
-Ребята, для начала вы будете работать в экспертных группах а затем в кооперативных.
Учащиеся составят постеры
1.«Абылай как полководец и политический деятель»
2.«Казахское ханство в период правления Абылая.
Взаимоотношения с Россией и Цинской империей».
Презентация работ.
Приложение 3
Тексты для изучения группам:
1 группа
Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар
Сын султана Среднего жуза Уали Абылай (настоящее имя Абилмансур) родился в 1711 г. В 13-летнем возрасте Абылай лишился отца, убитого во время межфеодальных распрей. Он рано поступил на службу к богатому казаху из рода жаксылык. С пятнадцатилетнего возраста Абылай, которого именовали «Сабалак», активно участвовал в борьбе казахского народа против иноземных захватчиков.
Абилмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абулмамбетом, объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич "Абылай" он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. После победоносного сражения Абулмамбет, узнав о благородном происхождении Абылая, делает его своим приближенным и всячески поддерживает его.
При очередном вторжении джунгар 1741 году пытавшийся организовать им сопротивление на реке Ишим Абылай был захвачен в плен. Весной 1743 года его обменяли на другого аманата - «сына хана средней киргиз-кайсацкой орды». Предполагается, что немалую роль в этом сыграло российское посольство Карла Миллера, прибывшее в Джунгарию 6 ноября 1742 года.
Задание: составить кластер
2 группа
Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае
В конце 1740 г. султан Абылай вместе с ханом Среднего жуза Абулмамбетом присягал на верность России в г.Орске.
Весной 1756 года и в июне 1757 года в Семиречье вторглись китайские войска, организатором успешного отпора китайцам стал Абылай, в результате китайцы отступили.
В 1760 г. китайские власти потребовали от казахов покинуть район Тарбагатайских гор, ранее захваченный Джунгарией. Абылай стремился разрешить спорные моменты мирным путем. В 1757-1760 гг. в целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай принимает в Пекине подданство Китая. Абылай хан вступает в подданство Китайской империи, находясь в подданстве России, проводя, таким образом, многовекторную политику, лавируя между двумя крупными государствами.
В 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абулмамбета и занять его место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался.
В 70-х годах XVIII века казахские воины под предводительством Абылая нанесли ряд поражений правителям г.Ходжента и Ташкента, которые вынуждены были платить налоги. Туркестан, Шымкент, Созак перешли во власть Абылая. В результате международные позиции Казахского ханства значительно укрепились.
Задание: составить хронологическую таблицу
3 группа
Казахское ханство в период правления Абылая
После смерти хана Абулмамбета, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмеда Яссави Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов.
Хан Абылай (1771 - 1781) - последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Успешной была деятельность Абылая внутри государства. Он осуществил ряд нововведений, касающихся усиления ханской власти. Чокан Валиханов писал, что "Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана». Во главе улусов он поставил наиболее близких, преданных себе султанов, ограничил власть биев-казы в решении судебных дел. Опираясь на батыров, Абылай создал боеспособную армию, вел борьбу с узбеками, кыргызами, жестоко расправляясь со своими противниками в самом ханстве.
Успешно решал экономические проблемы, поощрял развитие земледелия, содействовал переходу населения на берегах Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау и Тарбагатайских гор к земледелию.
Абылай еще в молодости был прозван мудрым, и получил прозвание «Арруах» (дух предка), за поразительную способность выпутываться из самых затруднительных положений.
Умер Абылай хан в 1781 году в Туркестане и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане.
Задание: составить кластер
Разноуровневые задания
1 уровень (на «3»)
Задание: Соотнесите правильно:
1 Начало правления Абылай хана А 1757 - 1760 гг.
2 Год рождения Абылая Б 1771 г.
3 Абылай попадает в плен к джунгарам В 1711 г.
4 Вторжение китайских войск Г 1741 г.
5 Принятие подданства России Д 1756 г.
6 Принятие подданства Китая Е 1740 г.
2 уровень (на «4»)
Задание «Лови ошибку»: Найти в тексте ошибку и исправить ее.
Настоящее имя Абилмансура Абылай. В 17 лет он лишился отца. С 18 лет активно участвует в борьбе казахского народа против монгол. В 1741-1745 годы Абылай находился в плену у китайцев. В 1771 году был провозглашен ханом Среднего жуза. Находился в подданстве Российской империи и Джунгарии, сохраняя независимость Монгольского ханства.
2 уровень (для слабоуспевающих детей)
Задание: Вставить пропуски в текст (пропущенные слова даны ниже)
Настоящее имя Абылая ______________. В ___ лет лишился отца. С ___лет активно участвовал в борьбе казахского народа против джунгар. В 1741-1743 годах находился в плену у ________. В _____ году был провозглашен ханом __________ ханства. Находился в подданстве _________ и ___________, сохраняя __________________Казахского ханства.
джунгар, Россия, Абильмансур, 1771, независимость, 13, Казахское, 15, Китайская империя)
3 уровень (на «5»)
Задание: Выделите новшества, которые ввел Абылай хан в период своего правления - параграф 4, пункт «Казахское ханство в период правления Абылая», стр. 39-40 (работа с учебником)
Ответы:
1 уровень.1-Б,2-В,3-Г,4-Д,5-Е,6-А
2 уровень
Настоящее имя Абылай Абилмансур. В 13 лет он лишился отца. С 15 лет активно участвует в борьбе казахского народа против джунгар. В 1741-1743 годы Абылай находился в плену у джунгар. В 1771 году был провозглашен ханом Казахского ханства. Находился в подданстве Российской империи и Китайской империи, сохраняя независимость Казахского ханства.
3 уровень:
Нововведения хана Абылая:
1. Разделил владения между наследниками (30 сыновей и 40 дочерей).
2. форма правления – единовластие.
3. контроль использования лучших пастбищ через толенгутов.
4. внес изменения в законодательство, в частности не принял ограничения ханской власти.
5. во главе улусов поставил султанов.
6. ограничил власть биев-казы в судебных делах.
Обратная связь: Метод ресторан:
Вкусная часть урока Горькая часть урока В будущем добавлю и буду учитывать
Д/з:Эссе на тему: «Личность Абылая»
Цели урока:
Проанализировать положение Казахского ханства при Абылае; определить факторы, оказавшие влияние на формирование Абылая как крупного государственного деятеля.
Задачи
Узнать о периоде правления хана Абылая, изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления
Развитие навыков представления информации в виде кластера, работы в группе,умения обрабатывать информацию.
Воспитание уважения к истории народа, развить интерес к истории Родины
Критерии успеха
Ученик знает годы жизни Абылая
Ученик знает дату принятия подданства России и Китая
Учащиеся составляют постеры «Абылай как полководец и политический деятель», «Казахское ханство в период правления Абылая. Взаимоотношения с Россией и Цинской империей».
Верно указывает предпосылки избрания Абылая ханом Среднего жуза
Ученик верно указал обстоятельства, осложнявшие восстановление единого государства в годы правления Абылая.
Ученик верно оценил экономическое и политическое положение Казахского ханства в период правления Абылая
Серия полезных фраз для диалога/письма
На основании данных, таких как ...
В зависимости ... от
По мнению нашей команде ...
Следующие причины / факторы социального /
экономические / политический / культурный.
Это событие / важно / существенное изменение, потому что ...
Привитие ценностей
- уважение к традиции их национальности,
- патриотизм
- гордиться своим народом
- труд
Межпредметные связи
Этот урок используя предыдущие знания предназначена для познания чтобы понять ценность казахском народе .Во время урока ученики рассматривают предметы казахскую литературу, биологию в разделе зоология, географию и несколько аспектов как ожидается, которые считают эту тенденцию, чтобы обеспечить верховенство права путем создания своего рода исследований. Значения патриотизма, уважение к их национальности становится целью учеников.
1,Орг/момент .Психологический настрой.
Деление по группам «Фруктовый микс»
Ребус
2.Отгадывают ребус (определяют тему,урока)
3.Проверка Д/З
«Кубик Блума»(назови,почему ,обьясни)
Учащиеся отвечают на вопросы по д\з
1.Почему в нач.18 века усилились набеги на джунгар на территории Казахстана?
(смерть Тауке Хана)
2.Назови место,где проходил курултай1710.,на котором было создано народное ополчение против джунгар?
(Каракумы)
3.обьясни что означает слово «курултай»?
(собрание кочевников)
4.Почему хан Абулхаир обращается к Российской империи с просьбой о принятии Младшего жуза в подданство?
(нападение со стороны джунгар,башкир,сибирских казаков)
5. Обьяснипричину. По которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине 18 века.
(междоусобицы)
6.Когда Младший жуз вошел в состав Российской империи?
(1731г).
Показ видеоролика «Абылай» -Борисова К. (опережающее задание)
Работа метод Джигсо
-Ребята, для начала вы будете работать в экспертных группах а затем в кооперативных.
Учащиеся составят постеры
1.«Абылай как полководец и политический деятель»
2.«Казахское ханство в период правления Абылая.
Взаимоотношения с Россией и Цинской империей».
Презентация работ.
Приложение 3
Тексты для изучения группам:
1 группа
Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар
Сын султана Среднего жуза Уали Абылай (настоящее имя Абилмансур) родился в 1711 г. В 13-летнем возрасте Абылай лишился отца, убитого во время межфеодальных распрей. Он рано поступил на службу к богатому казаху из рода жаксылык. С пятнадцатилетнего возраста Абылай, которого именовали «Сабалак», активно участвовал в борьбе казахского народа против иноземных захватчиков.
Абилмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абулмамбетом, объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич "Абылай" он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. После победоносного сражения Абулмамбет, узнав о благородном происхождении Абылая, делает его своим приближенным и всячески поддерживает его.
При очередном вторжении джунгар 1741 году пытавшийся организовать им сопротивление на реке Ишим Абылай был захвачен в плен. Весной 1743 года его обменяли на другого аманата - «сына хана средней киргиз-кайсацкой орды». Предполагается, что немалую роль в этом сыграло российское посольство Карла Миллера, прибывшее в Джунгарию 6 ноября 1742 года.
Задание: составить кластер
2 группа
Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае
В конце 1740 г. султан Абылай вместе с ханом Среднего жуза Абулмамбетом присягал на верность России в г.Орске.
Весной 1756 года и в июне 1757 года в Семиречье вторглись китайские войска, организатором успешного отпора китайцам стал Абылай, в результате китайцы отступили.
В 1760 г. китайские власти потребовали от казахов покинуть район Тарбагатайских гор, ранее захваченный Джунгарией. Абылай стремился разрешить спорные моменты мирным путем. В 1757-1760 гг. в целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай принимает в Пекине подданство Китая. Абылай хан вступает в подданство Китайской империи, находясь в подданстве России, проводя, таким образом, многовекторную политику, лавируя между двумя крупными государствами.
В 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абулмамбета и занять его место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался.
В 70-х годах XVIII века казахские воины под предводительством Абылая нанесли ряд поражений правителям г.Ходжента и Ташкента, которые вынуждены были платить налоги. Туркестан, Шымкент, Созак перешли во власть Абылая. В результате международные позиции Казахского ханства значительно укрепились.
Задание: составить хронологическую таблицу
3 группа
Казахское ханство в период правления Абылая
После смерти хана Абулмамбета, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмеда Яссави Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов.
Хан Абылай (1771 - 1781) - последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Успешной была деятельность Абылая внутри государства. Он осуществил ряд нововведений, касающихся усиления ханской власти. Чокан Валиханов писал, что "Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана». Во главе улусов он поставил наиболее близких, преданных себе султанов, ограничил власть биев-казы в решении судебных дел. Опираясь на батыров, Абылай создал боеспособную армию, вел борьбу с узбеками, кыргызами, жестоко расправляясь со своими противниками в самом ханстве.
Успешно решал экономические проблемы, поощрял развитие земледелия, содействовал переходу населения на берегах Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау и Тарбагатайских гор к земледелию.
Абылай еще в молодости был прозван мудрым, и получил прозвание «Арруах» (дух предка), за поразительную способность выпутываться из самых затруднительных положений.
Умер Абылай хан в 1781 году в Туркестане и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане.
Задание: составить кластер
Разноуровневые задания
1 уровень (на «3»)
Задание: Соотнесите правильно:
1 Начало правления Абылай хана А 1757 - 1760 гг.
2 Год рождения Абылая Б 1771 г.
3 Абылай попадает в плен к джунгарам В 1711 г.
4 Вторжение китайских войск Г 1741 г.
5 Принятие подданства России Д 1756 г.
6 Принятие подданства Китая Е 1740 г.
2 уровень (на «4»)
Задание «Лови ошибку»: Найти в тексте ошибку и исправить ее.
Настоящее имя Абилмансура Абылай. В 17 лет он лишился отца. С 18 лет активно участвует в борьбе казахского народа против монгол. В 1741-1745 годы Абылай находился в плену у китайцев. В 1771 году был провозглашен ханом Среднего жуза. Находился в подданстве Российской империи и Джунгарии, сохраняя независимость Монгольского ханства.
2 уровень (для слабоуспевающих детей)
Задание: Вставить пропуски в текст (пропущенные слова даны ниже)
Настоящее имя Абылая ______________. В ___ лет лишился отца. С ___лет активно участвовал в борьбе казахского народа против джунгар. В 1741-1743 годах находился в плену у ________. В _____ году был провозглашен ханом __________ ханства. Находился в подданстве _________ и ___________, сохраняя __________________Казахского ханства.
джунгар, Россия, Абильмансур, 1771, независимость, 13, Казахское, 15, Китайская империя)
3 уровень (на «5»)
Задание: Выделите новшества, которые ввел Абылай хан в период своего правления - параграф 4, пункт «Казахское ханство в период правления Абылая», стр. 39-40 (работа с учебником)
Ответы:
1 уровень.1-Б,2-В,3-Г,4-Д,5-Е,6-А
2 уровень
Настоящее имя Абылай Абилмансур. В 13 лет он лишился отца. С 15 лет активно участвует в борьбе казахского народа против джунгар. В 1741-1743 годы Абылай находился в плену у джунгар. В 1771 году был провозглашен ханом Казахского ханства. Находился в подданстве Российской империи и Китайской империи, сохраняя независимость Казахского ханства.
3 уровень:
Нововведения хана Абылая:
1. Разделил владения между наследниками (30 сыновей и 40 дочерей).
2. форма правления – единовластие.
3. контроль использования лучших пастбищ через толенгутов.
4. внес изменения в законодательство, в частности не принял ограничения ханской власти.
5. во главе улусов поставил султанов.
6. ограничил власть биев-казы в судебных делах.
Обратная связь: Метод ресторан:
Вкусная часть урока Горькая часть урока В будущем добавлю и буду учитывать
Д/з:Эссе на тему: «Личность Абылая»